Отзыв о посещении центра Випассаны Дхамма Дуллабха в Подмосковье

Добрый день, друзья!
Отзыв о посещении центра випассаны

Сего дня я хочу написать отзыв о посещение мною центра випассаны в Подмосковье, а также поделиться своими мыслями на этот счет. В конце статьи я напишу что мне понравилось во время посещения данного центра, и что мне не понравилось, а также моё резюме.

Навигация по статье

Випассана «По Русски»

Для тех из Вас, кто не знаком с Випассаной, в двух словах напишу. Випассана или випашьяна переводиться как медитация прозрения или видение «как-есть». Обычно под этим названием подразумевается курс или, как его еще называют, ретрит по медитации. В нашей стране такие курсы проводятся только в нескольких местах и только в традиции С.Н. Гоенко, так что для многих Россиян, Випассана означает именно курс медитации в традиции Гоенко. Однако во всем остальном мире это не так, хотя курсы медитации в традиции Гоенко, действительно имеют очень широкое распространение по всему миру.

Центр Дхамма Дуллабха

И так, курс или ретрит по медитации, о котором я хочу рассказать проводится в центре, который имеет название – Дхамма Дуллабха. Центр находится в Подмосковье в Орехово-Зуевском районе. Добраться до него своим ходом можно с Казанского вокзала, доехав до станции — Авсюнино, и далее пройти пешком минут 20. Центр находится в очень уютном и тихом месте, кругом лес и свежий воздух.

В центре – Дхамма Дуллабх, как и в других подобных центрах, не разрешается покидать территорию, разговаривать, пользоваться средствами связи, ноутбуками и прочими гаджетами, читать и писать на протяжении всего периода обучения – 10 дней. Также, это уже касается именно данного центра, не приветствуется какая-либо физическая активность: зарядка, йога, бег, и тому подобные вещи.

И так начну по порядку, по приезду в центр Вам дают заполнить анкету (на английском), где необходимо внести краткую информацию о себе, о своих особенностях и, возможно проблемах. Это, якобы нужно учителю, для понимания, чего необходимо каждому ученику и на что нужно обратить особое внимание. Хотя я, если честно, сомневаюсь, что учитель вообще читает эти записи, но возможно, я ошибаюсь. После написания анкеты, Вам предложат сдать все средства связи и ценные вещи. Разумеется, если Вы что-то не сдадите, Вас обыскивать не будут, но если менеджеры курса, что-то заметят в период обучения, вежливо, но настойчиво попросят сдать. Дальше Вас покормят обедом и пригласят на общее собрание, где будут рассказаны основные правила курса и распорядок дня.

Вообще курсы в традиции Гоенко проводятся исключительно на пожертвование. За работу на курсе никто не получает зарплату. Все служащие (менеджеры, повара, даже учитель) являются такими же студентами как и Вы, разница только в том, что они уже являются «старыми студентами», то есть они уже посещали данный курс много раз.

После проведения собрания объявляется начало благородного молчания и сегрегации полов. То есть мужчины и женщины должны находятся на разных территориях центра, за исключением зала для медитации, где они сидят в одном зале, но в разных его частях. Вам разрешается общаться при необходимости только с менеджерами курса шепотом, и с учителем, в течение специально отведенного времени.

Во время вступительной лекции в зале для медитации, вечером первого дня Гоенко (в записи) говорит вступительную речь общего характера и также в этот вечер Вы услышите его пение на древнем языке Пали. Сразу хочу сказать, пение это очень специфическое, я бы даже сказал не пение, а некое заунывное растягивание слов хриплым и гнусавым голосом. Сначала мне даже показалось, что это пародия на пение, как будто Гоенко специально старается петь как можно противнее, на столько для моего слуха это было неестественно. Но патом я понял, что это просто один из стилей пения мантр в Индии, и как то к нему привык, хотя коробило меня это пение до последнего дня.

Размещение в центре более, чем скромное, в Вашем распоряжении кровать, стул, полка (если повезет) и кусочек отгороженного личного пространства. Мне не очень повезло, полок у меня не было, и моя кровать стояла в проходе, так что мимо меня часто проходили люди. Но, удивительная вещь, я абсолютно не чувствовал дискомфорта по этому поводу, все-таки очень большое значение имеет отсутствие шума и речи. Я воспринимал проходящих людей, как некие фоновые объекты и чувствовал себя вполне уютно.

Перейти к началу статьи

Страхи и опасения

Перед поездкой в центр Дхамма Дуллабха у меня было несколько опасений, которые возникают наверно и всех или почти у всех, кто в первый раз в жизни посещает подобные мероприятия. По этому, я думаю, Вам будет интересно о них услышать.

И так, первое, что меня беспокоило, это как я буду вставать в 4 утра, если я никогда в жизни, кроме очень редких походов на рыбалку, не вставал раньше 5. И вообще, как мне будет хватать 6 часового сна, тогда, как в обычной жизни я сплю не менее 8.

И вторая вещь которая меня беспокоила, это моя спина. Дело в том, что у меня есть определенные проблемы со спиной, какое-то время назад, я вообще не мог сидеть с прямой спиной не облокачиваясь больше пяти минут. Сейчас все иначе, ну как она себя поведет при сидении 10 часов подряд, я не знал.

Я «должен» хотеть спать

Я должен хотеть спать

И вот, первый настоящий день, гонг в 4 утра, я просыпаюсь без особых проблем, встаю, умываюсь и чувствую себя вполне выспавшемся. Ну что же, хорошо, но это первый день, а что будет дальше, когда накопиться недосып, ладно, поживем – увидим. Надо сказать кровати в центре достаточно жесткие и спать на них не очень привычно, приходиться постоянно ворочаться, долго не получается уснуть. А засыпать надо, ведь через 6 часов гонг и подъем. И вот, в одну из первых ночей ворочаясь и размышляя таким образом я никак не мог заснуть.

«Ну вот — думал я. То чего я и боялся, уже к 11, а я еще не сплю… уже 12, а сна все нет, все, завтра буду целый день в разбитом состоянии».

Таким образом проведя в полу сне – полу дреме весь остаток ночи, я встретил гонг в 4 утра. Что делать, нужно вставать, ведь я твердо решил для себя строго следовать расписанию курса, чего бы не случилось. Всю половину дня я был в абсолютно разбитом состоянии. К обеду я решил записаться на встречу с Учителем в обеденное время, чтобы получить какие-нибудь рекомендации, как лучше засыпать и вообще, что делать.

Учитель, выслушав мою взволнованную речь на моем очень плохом английском (с учителем можно разговаривать только по английский или пользоваться услугами менеджера для перевода), задал мне встречный вопрос: «Скажите пожалуйста, вы хотите сейчас спать?». Честно говоря меня этот вопрос поставил в тупик, я не спал всю ночь я естественно «должен» хотеть спать, по другому быть не может. Но, тем не менее, услышав прямой вопрос, я задумался… и, что бы вы думали, если отбросить все мои переживания по этому поводу, я осознал, что именно спать мне не очень хочется в данный момент. Дальше мне учитель разъяснил, что в центрах по медитации спать необходимо меньше, чем в обычной жизни, так как нет физической и умственной активности. Также учитель сказал, что некоторые люди вообще не спят по время курса, просто лежат с закрытыми глазами шесть часов, потом встают и снова медитируют, и это абсолютно нормально. В общем это меня успокоило.

В нашей жизни очень много зависит от установок и условностей, которые мы сами себе ставим или они навязываются общественным мнением. Однако если их отбросить, ситуация часто выглядит совсем по другому. Если Вы считаете, что должны хотеть спать, то Вы будете этого хотеть, не зависимо от потребностей Вашего организма. Наверно поэтому большинство студентов в течение курса все свободное время стараются поспать, и при этом чувствуют себя все равно сонными. После разговора с Учителем, я решил, что пусть все будет, так как будет, и больше не волновался по поводу того, что не мог долго уснуть или, что я спал не очень хорошо. При этом в течение дня я чувствовал себя выспавшимся, и спать в течение дня ложился только после обеда минут на 15 не больше. И то я это делал скорее «для порядка» нежели это было необходимо моему организму. Все свободное время я гулял по территории и наслаждался природой и тишиной.

С сожалением я видел, что из 40 студентов мужчин в хорошую погоду гуляло по территории человек 6 не больше, а в плохую я был вообще один.

Кстати, я до того вдохновился, что решил после прохождения курса продолжить вставать в четыре утра. Однако через месяц я все-тки понял, что в ритме обычной жизни с большой физической и умственной активностью, эмоциональной нестабильностью и стрессами этого мало и перешел на 7-часовой сон.

Перейти к началу статьи

Боль не такая уж и больная

И так, 10 часов медитации в день – звучит внушительно, особенно, если до этого не медитировал больше часа в день. Скажу сразу, очень выручают скамейки которые предоставляет центр. Однако лучше выбрать себе удобную сразу, иначе все разберут. На удивление со спиной я особых проблем не испытывал, она болела конечно, но в меру. А вот колени, о которых я даже и не думал до курса доставили не мало хлопот. С четвертого дня курса в расписании появились так называемые адиттаны, медитации с «твердым намерением». Это означало, что в течение часа нельзя было изменять положение ног и рук, вот такая вот проверка на «вшивость». Могу сразу сказать, что первая такая медитация была очень тяжелой, и не только для меня, я это мог понять по вздохам облегчения после ее окончания. Но через несколько дней адиттаны стали переноситься значительно легче, а к концу курса, они уже мало чем отличались от обычной медитации.

Что же произошло?

Дело в том, боль, которую мы испытываем в определенные моменты, состоит не только из боли, как таковой, то есть нервных импульсов, посылаемых нам в мозг той или иной частью тела. Есть еще так называемая ментальная боль, которая возникает в нашем сознании в следствие нашей же убежденности в том, что нам должно быть непременно больно. Такое поведение нашего сознания мы приобрели в процессе эволюции, и, как я думаю, это помогало выживать человечеству в определенные моменты и давало преимущество перед другими видами. Однако, как и во много другом данное поведение нашего ума имеет побочный эффект, который доставляет нам не мало хлопот. Любой, даже малейший дискомфорт вызывает у нас сразу волну негативных эмоций и недовольства, хотя источник этого недовольства как таковой, мог быть ничтожно мал. Медитация с «твердым намерением» подтверждает данный факт, как нельзя лучше, как только мы перестаем реагировать на боль, которая возникает в нашем теле, ментальная ее составляющая уходит, и остается только «реальная боль», а это процентов 30 не больше.

Перейти к началу статьи

Не сбывшиеся ожидания

Мои ожидания от посещения центра, которые не сылись

Хочется еще сказать про ожидания. Я, хотя и человек с рациональным складом ума, все же ждал от этого курса чего-то особенного. Я почитал отзывы разных людей, кто-то писал, что жизнь после прохождения курса можно разделить на две части (до Випассаны и после), кто-то писал про чувство легкости и полета во время прохождения курса. Мне казалось, что вот-вот, и со мной непременно должно произойти какое-то изменение в сознании: прозрение, осознание смысла жизни или еще что-нибудь в таком роде. Вот так вот я гулял по территории центра, а прозрение так и не наступало. Как Вы наверно уже поняли, это была опять установка, которую я себе зачем-то поставил перед прохождением курса.

Не Важно, что кто-то испытал те или иные чувства, возможно у кого-то действительно жизнь разделилась на до и после. Это опыт других людей, то, что испытаете Вы будет совсем по другому, или Вы вообще ничего не испытаете, и это тоже нормально.

Совет всем кто собирается посетить этот или подобный курс в первый раз:

Не питайте излишних иллюзий, что с Вами обязательно произойдет что-то необычное, просто присутствуйте в настоящем моменте, и принимайте все, что происходит в именно в данный момент времени.

Перейти к началу статьи

Что мне понравилось в центре

  • Все служащие не получают зарплату, а это значит они делают это только по тому что хотят это делать, это по моему здорово. Этого нет например в христианской церкви, и иногда, к сожалению бывает так, что священнику уже совсем не нравиться его работа, но нужно зарабатывать деньги и кормить семью.
  • Нет фиксированной платы. Все дают столько, сколько посчитают нужным, это дает возможность мало обеспеченным людям посетить данный курс.
  • Лекции С.Н. Гоенко, на мой взгляд, очень качественные, продуманы до мелочей. Вряд ли наверно можно еще к ним чего добавить.
  • Очень понравилось отношение в столовой. Я даже не мог предположить, что если я не ем грибы, мне нужно было просто предупредить об этом, и мне бы готовили отдельные блюда взамен грибов. Как я узнал в последней день для одной беременной девушки вообще сделали отдельно питание, это очень порадовало. И вообще в период прохождения курса было вполне сносное вегетарианское питание.
  • Очень удачное, на мой взгляд, расположение центра.

Перейти к началу статьи

Что мне не понравилось в центре

  • На мой взгляд 10 часов медитации в день, для новых студентов, большинство из которых не занимались серьезно медитацией или не занимались вообще – это очень много. На мой взгляд медитировать качественно для людей не подготовленных очень сложно больше 3-4 часов в день. И, как не крути, во второй половине дня, все сводиться к тому, что нужно еще «отсидеть» столько-то до полдника и столько-то до вечера. Это может быть тоже не так уж и плохо (тренировка силы воли и тому подобное), но, все-таки ретрит ставит перед собой другую цель. В последний 10 день было как раз 4 медитации, и я прямо почувствовал, с каким энтузиазмом и желанием работать, я приходил на них, чего не скажешь например на третьем или четвертом часу медитации в остальные дни.
  • Мне не понравился запрет на любые виды физической. Я привык раза четыре или пять в неделю чем-то заниматься (йога, плаванье, бег). Йога, наверно бы идеально подошло.
  • Песнопение Гоенки, как я писал выше. По моему, лучше бы его не было.
  • Мне не понравилось культивирование полного отстранения от остальных студентов, нельзя даже кивнуть после еды в знак благодарности – это уже слишком.
  • Роль Учителя сводится только к тому, что он включает и выключает запись С.Н. Гоенко, и отвечает на вопросы, причем ответы на 80% взяты также из лекций. Все-таки мне кажется такой опытный «старый студент» как Учитель, мог бы больше делиться именно своим опытом.
  • В лекциях С.Н. Гоенко техника, которая преподается на курсе, преподносится, как единственно правильная для достижении цели освобождения. Говориться, что именно эта техника самая истинная и происходит непосредственно от самого Будды. Гоенко повторяет неоднократно, что его учение — не секта, но все-таки в течение лекций иногда возникает ощущение об обратном. На мой взгляд, это не очень правильно. В буддизме множество течений и техник, все они имеют свои достоинства и недостатки. Я думаю каждый человек должен сам для себя решить, что лучше подходит именно для него. По крайней мере ему нужно дать возможность это сделать.

Перейти к началу статьи

Резюме

В общем, подведя резюме, центр Дхамма Дуллабха и еще несколько центров в данной традиции – это пока единственное место, где можно пройти десятидневный курс по медитации в России, практически для любого желающего. Это без условно большое благо. Однако, все-таки очень хочется, чтобы в нашей стране появились также центры Випассаны в других традициях буддизма. На мой взгляд, при всем уважении к С.Н. Гоенко, альтернатива центрам в его традиции в России очень необходима.

Друзья, если кто-то из Вас проходил курс Вапассаны в традиции С.Н. Гоенко или другой подобный кур, и у Вас есть чем поделиться пишите в комментариях ниже.

Перейти к началу статьи

14 отзывов

  1. Игорь

    Спасибо огромное за статью и не меньшее спасибо людям, которые написали комментарии. Очень полезно.

  2. Ксана

    Здравствуйте! Была на курсах випассаны неоднократно, с тем что вы отметили как «плюсы» согласна, то что вам не понравилось прокомментирую со своей колокольни. )

    Пение Гоенки – некоторым и правда оно страшно не нравится (если так, то они могут это считать частью своей личной практики по тренировке навыка не реагировать с отвращением), лично мне они нравились, иногда помогали вернуться в «здесь и сейчас», часто настраивали на более высокие вибрации, помогали идти глубже в практику и.т.п.

    То что 10 часов медитации в день для новичка — много: это спорный вопрос. Честно говоря: а сколько из этих 10 часов было реально медитации, а не блужданий ума? Хорошо, если и правда часа 3-4 )) Если бы было 3-4 часа практики, то было бы самой практики хорошо если полчаса, учитывая буйный ум большинства современных людей.

    Запрет на спорт и знаки внимания другим людям – это наверное как раз потому, что все мы люди – разные, кому то этого не хватает, но многих это наоборот напрягает, отвлекает. Мне лично было очень комфортно, что даже нет повода на дежурные социальные расшаркивания типа «спасиб» и «спок ночи». Так уму спокойнее.

    Роль Учителя на мой взгляд не только в том, чтобы включить магнитофон и дать общие ответы на однотипные вопросы. Основная его задача – поддерживать благоприятное энергетическое поле в центре вообще и в зале медитации в частности. И это большое благо для медитирующих, особенно новичков. А вот роль своего опыта даже и Учителя – ну не знаю, у каждого свой опыт. Меньше сравнений – меньше ожиданий.

    Что касается единственности пути … Ваше мнение ещё раз мне показывает, насколько разные люди по разному слышат одни и те же лекции. Я услышала, что это самый короткий, логически выверенный путь. Но не единственный и не единственно правильный. Так же, я несколько раз на лекциях услышала, что типа вот, вам дана техника…, но далее – вы сами себе хозяева и… Это как раз, как мне кажется и есть «дать свободу выбирать».

    А в целом ваш отзыв полезен для новичков, я хотела почитать отзыв именно из Дхамма-Дуллабхи, так как я ездила в основном на випассану на Украине и только раз была на российской, но тогда курсы проводились ещё не в Дхамма Дуллабха.

  3. Amcithler

    Доброе время суток! У вас замечательный ресурс, много полезной информации! Но я в свою очередь тоже хочу поделиться интересной находкой klassnie.ru , которая будет вам важна в это время года. Сейчас начался великий пост перед Пасхой, многие придерживаются скромного питания во время поста, не позволяя себе употреблять в пищу животные продукты, такие как мед, молоко, яйца, мясо и рыбу.

    Если бы не вегетарианские рецепты, то совсем сложно и трудно было бы держаться.

    Но когда находишь такие рецепты, как вегетарианская колбаса, постный бургер, пицца, наши любимые супы – рассольник, окрошка, харчо, борщ и все это можно приготовить вегетарианское, то о сложностях постного питания переживать не хочется. Познакомьтесь с этим сайтиком, эта информация никогда лишней не будет.

  4. Андрей
    Андрей 14.02.2017 в 14:20 | | Комментарий

    Дмитрий, спасибо за отзыв! Развеяли некоторые сомнения.

  5. Агнесса
    Агнесса 02.10.2016 в 15:33 | | Комментарий

    Это секта люди не ходите туда! Не кажется вам что это просто для того чтобы собирать с людей деньги!

  6. Владимир
    Владимир 27.09.2016 в 17:45 | | Комментарий

    Всем добрый день.
    Занимаюсь випассаной более 10 лет. Учился в Индии у учителя (хотя учителей в учении Будды нет. Только он является единственным учителем. Все остальные только на шаг впереди нас), который в випассане более 40 лет. Обучение длится таким образом: Утром в районе 5 — 6 можно помедитировать самостоятельно около 1 часа можно меньше. С 9 до 9.30 завтрак. С 9.30 до 10.00 беседа. С 10 до 11 медитация с учителем, для новичков может длиться около 30 -35 мин. Затем свободное время, — можно погулять, пообщаться друг с другом, впрочем и с учителем тоже. С 13.30 до 14.00 обед. Затем отдых до 15.30. С 15.30 до 16.30 беседа с учителем. 16.30 — 17.30 медитация. 17.30 — 18.30 чай и отдых. 18.30 — 19.30 последняя медитация. 19.30 — ужин. С 20.00 свободное время.
    Курс минимум 8 дней, можно жить у него и больше, но начинает колбасить,т.к. поднимаются пласты негативной кармы.
    Без напряга, естественно, спокойно. Но эффект мощнейший. Очень много дается информации об учении Будды, вопросы можно задавать в процессе обучения или в свободное время.
    Общался с людьми прошедшими курс Гоенки, они какие-то серые нет радости, как будто посетили концлагерь и основ Буддизма не знают.
    Випассана — это инструмент с помощью которого мы можем постичь 4 благородных истины, аничу (непостоянство всего существующего в мире, в том числе и нас самих) и анатху (отсутсвия Я).
    Не нужно мучить себя по 10 часов, достаточно использовать еще 3 випассаны — випассану эмоций, ума и феноменов и вы в випассане уже в течении 24 часов в миру, не прекращая общения с другими людьми. Нет насилия над телом все проходит естественно — это серединный путь, о котором говорил Будда.

    1. Юлия

      Владимир, здравствуйте! Поделитесь, пожалуйста, контактами в Индии.

    2. Ирина

      Здравствуйте! Пришлите, пожалуйста, контакты центра випассаны в Индии. Ищу альтернативу Гоенке. Огромное спасибо!

  7. Надежда
    Надежда 13.09.2016 в 08:36 | | Комментарий

    Все здравствуйте.
    Все пункты из «Что мне не понравилось в центре» уйдут, если посетить курс хотя бы еще раз. Нет за еще один раз все пункты не уйдут. Випассаной нужно просто заниматься, и не только на курсе, а если пройти 20-ти дневный курс, то , прочитав то, что вам не понравилось , вы просто улыбнётесь.
    А если пройти 30-ти дневный курс…, а если 45-ти дневный!!!!!!

Оставить комментарий